Во
вторую серию Рождественских наперстков Wedgwood, так же как и в первую, входит
5 пар. Все 10 наперстков голубые: традиционный jasperware и белая камея. Завершающий
наперсток - базальтовый черный с золотой камеей. Каждая пара имеет коробочку из
синего кожзаменителя и сертификат. Завершающий наперсток упакован в
голубую коробочку. У каждого наперстка с
обратной стороны – белая камея с годом выпуска!
Мне
очень повезло, некоторые я приобрела в
аутентичной упаковке, несколько пар имеют сертификат. Это большая удача! Многие
коллекционеры разделят со мной эту радость. К сожалению, по прошествии 20-30
лет это случается всё реже и реже…
Эти Рождественские наперстки интересно рассматривать, вспоминая о событиях,
которые на них изображены. Я взяла на себя смелость и собрала небольшой
материал.
Рождество
Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это
чудо происходит!.. Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой
другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное
- ближе к Богу.
С
Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам
рассказывают евангелисты Матфей и Лука.
1986
год. Архангел Гавриил и Дева Мария.
«
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою;
благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и
размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария,
ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и
наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст
Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова
во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лк.1:28-33)
События Благовещения описаны единственным
евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что на шестой
месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или
Архангел, как принято его называть, (название Архангел - высший ангел) был
послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии,
обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить внимание на то, что
евангелист Лука не говорит: "К деве, вышедшей замуж", но к
"обрученной мужу" потому, что Дева Мария только формально, с точки
зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в
действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до
рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в
случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог
послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года,
родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять
в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что
уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание
не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14, Она уже не могла оставаться
при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж.
Однако Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная
об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить свое намерение, формально
обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью -
Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство.
Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником
(Мт. 13:55-56). Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную
племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.
По мнению ряда богословов, слова архангела
Гавриила — «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой» вестью для человечества
после его грехопадения. Феофилакт Болгарский, в своём толковании на Евангелие
от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“
(Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел,
говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит:
благословенна Ты».
Сомневаясь (по мнению Григория
Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства), Мария задала ангелу вопрос:
«как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное,
таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит
Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое
слово» привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мария,
увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба
Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения
Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие Ею Иисуса Христа.
Существует
два подхода к определению даты Благовещения:
1. Связь с датой Рождества Христова: 25 марта
отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века
повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
2. Связь с датой сотворения человека: ряд
церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что
Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день,
по одной группе преданий[18],? Бог создал человека, а человек, обременённый
первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён
(то есть началось искупление).
Праздник Благовещения
Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа.
Даже "птица гнезда не свивает в этот день" - говаривали наши
благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного
посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. "Радуйся,
Благодатная," - приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой
доброй, "благой" вестью для человечества после того, как оно порвало
свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела
Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.
1987 год. Иосиф,
младенец Иисус и пастухи
Поклонение
пастухов новорождённому Иисусу из всех евангелистов описано только Лукой. Этот новозаветный эпизод принято делить
на две части — Благовестие пастухам, и собственно Поклонение.
Впервые пастухи появляются на страницах
евангелия, когда вскоре после рождения Младенца, им, работавшим неподалёку от
Вифлеема, является ангел и сообщает о рождении Мессии:
«В той стране были на поле пастухи, которые
содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и
слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не
бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне
родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот
вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное
воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле
мир, в человеках благоволение!»
— Лк.2:8-14
Лука повторяет несколько раз единственное
число — «ангел», и только впоследствии добавляется «многочисленное воинство
небесное». В православной традиции пастухам с вестью о рождении Спасителя
явился архангел Гавриил. Он не сопровождает пастухов, а ограничивается тем, что
«даёт им знак», согласно которому пастухи устремляются в Вифлеем.
Феофилакт
Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет:
«Ангел является пастухам за простоту их
нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и
древние патриархи Иаков, Моисей и Давид были пастырями. Ангел не явился в
Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те,
не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что
Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее
других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всём этом».
После
явления ангела пастухи отправились искать по его подсказке Младенца:
« Когда Ангелы отошли от них на небо,
пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о
чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и
Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им
о Младенце Сём.
И все
слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова
сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё
то, что слышали и видели, как им сказано было».
(Лк.2:15-20)
Придя
к яслям, в которых лежал Христос, пастухи рассказали о явлении благовестии
ангелов, а Мария сравнила слова ангела, явившегося пастухам, с тем что было ей
сказано в момент Благовещения.
Пастухи, по мнению отдельных богословов,
представляют собой прообраз архиеерев — духовных пастырей: «долг их
проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нём и другим». Кроме
того, увидев Младенца, пастухи рассказывают всем об этой новости — поэтому,
собственно, они и есть первые евангелисты.
Важно, что в этой сцене действие
разворачивается ночью, что подчёркивается Лукой. Такие ноктюрны являлись
исключением в религиозной сюжетике, которая преимущественно рассказывает о
событиях при свете дня. На противоположном конце цикла жизни Иисуса — ещё одна
ночная сцена — арест Христа в ночном Гефсиманском саду.
1988 год.
Вифлеемская звезда и три Царя (три волхва).
Вифлеемская
звезда — небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент
рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу.
Значимый
атрибут празднования Рождества у христиан и иконографии «Рождества Христова» и
«Поклонения волхвов».
Согласно Писанию, звезда двигалась по небу
с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца.
Церковь считает, что Вифлеемская звезда
была не обязательно естественным астрономическим телом, а скорее чудесным
явлением: исполнив свое назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы
пришли в Иерусалим, она скрылась, чтобы ее не мог увидеть Ирод, потом снова
вернулась.
Для верующих явление Вифлеемской звезды
было исполнением т. н. «звездного пророчества» Валаама в ветхозаветной Книге
Чисел:
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не
близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей
Моава и сокрушает всех сынов Сифовы.»
(Чис.24:17)
Согласно апостолу Матфею, волхвы жили
где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является
знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько
государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой
страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя
Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним
родственными узами.
Ирод
встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из
дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится,
«чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и
последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем.
1989 год. Мария с младенцем и
три Царя (три волхва) с подарками.
Три
царя Каспар, Мельхиор и Бальтазар (англ. Three Wise Men (три мудреца), Three
Kings (три царя)) — принятые в западноевропейской традиции имена волхвов,
принесших Иисусу дары на Рождество (Поклонение волхвов). В Евангелии их имена и
царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная
церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не
вписывала их в доктрину.
Найдя Иисуса, волхвы подарили ему ладан
(как Богу), золото (как Царю) и мирру (как человеку).
Затем Бог наказал им не возвращаться к
Ироду, а идти в свою страну другим путем. Три волхва – представители языческих
народов, которых Бог позвал в свое царство, явив им рождение Спасителя.
После смерти останки трех волхвов,
найденные матерью Константина I Великого святой Еленой, были перенесены в
Царьград, оттуда – в Милан и, наконец, в
Кельн, где и находятся по сей день.
День их памяти – 6 января, один из
крупнейших католических праздников – Богоявление. Евангелист не пишет о количестве волхвов.
По числу принесенных даров предположили, что их было трое. Это архитипичное
число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере
развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей
трех различных возрастов человека (Бальтазар-юноша, Мельхиор-зрелый мужчина и
Каспар-старик) и трех различных сторон света (Бальтазар — мавр, Африка;
Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной
одежде, Азия). Таким образом, родиной их были три страны с различным по
этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.
Есть греческие варианты их имен
(Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).
Существуют легенды о четвертом волхве, которого зовут Артабан (как брата
персидского царя Дария). В ранних рукописях Валтасара зовут Вифисарей.
Армяне считают, что волхвов было 12. Их
имена также не упомянуты в Библии, а являются результатом народной
фантазии.
Церковное предание считает, что откровение
о планах Ирода было получено волхвами во время их ночёвки в пещере в окрестностях
Вифлеема. Это место почитается верующими, в V веке
над пещерой преподобным Феодосием Великим была основана киновия,
ставшая первым общежительным монастырём Палестины.
1990 год. Бегство Святого семейство в Египет
Рассказ
о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея.
После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю
Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми
Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо
Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его»
(Мф.2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и
младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист
связывает (Мф.2:15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из
Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1).
О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом
и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее
царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете.
Евангелие не сообщает о местах, которые
Святое семейство посетило на своём пути в Египте, они известны лишь из Священного Предания. Наиболее подробно этот
вопрос рассмотрен в традиции коптов —
египетских христиан. Классическим источником по этому вопросу являются
сочинения папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384—412 годы).
Апокрифические источники в отличие от
канонических текстов содержат описание многочисленных подробностей и чудес
связанных с бегством в Египет: усмирение диких зверей, чудо с пальмой,
сокрушение идолов и др.
1990 год. Голубь с
веточкой в клюве
В Евангелии голубь
символизирует Святого Духа: во время крещения в Иордане на Иисуса Христа сошёл
Дух Божий в виде голубя. Не случайно в некоторых изображениях голубь
олицетворяет собой Божье присутствие и Божье благословение.
Голубь — это
образ, пришедший в христианское
искусство из Ветхого Завета. В книге Бытия рассказывается, как голубь принёс
Ною зелёную ветвь и этим оповестил его об окончании Всемирного потопа и о том,
что Божий гнев сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве
стал символом мира. В катакомбах нередко встречается изображение голубя с
ветвью — это символ новой жизни, души, познавшей Христа. В Священном Писании
неоднократно упоминается голубь как символ кротости, чистоты, доверия. Иисус
Христос заповедовал своим ученикам: «...будьте мудры, как змии, и просты, как
голуби» (Мф. 10.16).
Поздравляю Вас с этим чистым, светлым и нежным праздником - Рождества Христова!
Счастья, добра и любви ко всем ближним!
Обнимаю,
Ваша Наташа
Я благодарю за помощь при подготовке материала московских коллекционеров Ольгу Кононову и Ирину Голубеву, а также все открытые интернет-источники (давно собирала материал и, к сожалению, не сохранила ссылки).
ЗДОРОВО ! РОЖДЕСТВО ЧУВСТВУЕТСЯ!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Людмила!
УдалитьРождество - прекрасный праздник!
Как красиво! Спасибо, Наташа!
ОтветитьУдалитьЛена, спасибо!
УдалитьЯ очень люблю эту серию наперстков))) Вот уже сколько лет она меня радует. Их так приятно держать в руках и рассматривать все детали.
Ку-ку, дорогуся! я исправляюсь, я хожу в гости! возьми меня на следующую Блошку, дорогой друх, я буду пайнькой ))
ОтветитьУдалитьЧерный наперсток - отпад! а я видела старинного Веджвуда в музее при BAP в Питере, пару дней назад, это просто ах )
Удалить"Хожу в гости"..ну-ну...прилетела-улетела один раз за год - не считается!!!
Удалитьа вот уже два раза, ага? теперь считается! ))
Удалитьда, и музей никакой не ВАР, а ИФЗ, императорский фарфоровый который
УдалитьАж 4 комментария!!! Кира! Ты возвращашься к нам!!! Ура!
УдалитьИмператорский знаем, конечно, ждем от них новых наперсточных достижений, а то уже давно ничего новенького не было( За державу обидно.
Наталья! Спасибо за такое интересное повествование! Много нового узнала!
ОтветитьУдалитьНаташечка! Спасибо! Мне ооооочень приятно!
УдалитьНаталья, я по-возможности (когда появляется свободная минутка))) изучаю ваш блог, я вам прям очень благодарна, за то, что позволяете взглянуть на свои сокровища, вчера вот была в шоке от ваших орхидей, например!!!
Удалитьеще понимаю, что название блога очень ему подходит! для меня это совершенно другая реальность, другой мир!
Наташа, спасибо!
УдалитьТак вот и разрываюсь между всеми ними))
Всегда восхищалась целенаправленными людьми: решили значки собирать и собирают только их....Красота! А меня вон от всего плющит))) И это мне надо и то...А на кое-что новое уже опять глазки засматриваются))) Столько всего прекрасного не охвачено))) Прихожу в гости к некоторым - чистота и порядок! А у меня - как филиал Блошиного рынка))) чего только нет...ох
Наташа! Спасибо большое за ценную информацию про статью с напёрстками, да и за всё спасибо. ) А вот про дом свой ты зря....у тебя всегда чисто и красиво как в музее. И невозможно оторваться от твоих сокровищ, которые у тебя очень красиво расставлены и на своём месте.
ОтветитьУдалитьАлена! Спасибо, дорогая!!! Но вот у вас-то дома: чистота, порядок и простор?
УдалитьНаталия, спасибо, очень интересно читать про ваши наперстки. Вообще люблю всякие коллекции, в том числе и тех вещей, с которыми не слишком знакома. Познавать новое - это так здорово! Тем более, что наперстки такие интересные и красивые. Целые прекрасные истории!
ОтветитьУдалитьЛюдмила! Спасибо за ваш теплый отзыв!
УдалитьВы давно не заходили))) Наверное, были заняты поисками новых сумочек? У вас очень разнообразная коллекция! Замечательная!
Натали, спасибо вам за интересные статьи-рассказы! у меня еще этих всех наперстков нет, есть о чем помечтать пока..)) у вас вся их серия рождественских да?
ОтветитьУдалитьНатали, спасибо вам за интересные статьи-рассказы! у меня еще этих всех наперстков нет, есть о чем помечтать пока..)) у вас вся их серия рождественских да?
ОтветитьУдалитьЖеня, спасибо! Очень приятно!
УдалитьПочему-то именно эти рождественские наперстки стояли у меня в списке одними из первых! Уж очень опрометчиво я их покупала, не думая о цене. Так сильно мне их хотелось)))