четверг, 5 июня 2014 г.

Игрушки, которые не игрушки (СССР)

    
Скульптор А.Марц "Пасущаяся лань"

  Подобные фигурки выпускались в 60-70 годы прошлого века. Они не имеют большой материальной ценности, но я все равно их очень ценю.

   Согласитесь, что по сути, это уже не игрушка, а скорее декоративное украшение, настольная скульптура...Я помню, что у моей бабушки в книжном шкафу стояла лисичка. Именно такая, как на фотографии из книги Т.Ильиной "Игрушка не игрушка" 1964г. (ЗДЕСЬ) В этой книге автор пишет:   "Игрушка - серьезное дело" не только в плане педагогическом. Она по-своему свидетельствует об общем состоянии развития изобразительного искусства.   Во все времена прослеживается связь игрушки не только с другими видами искусства, с искусством народным, но и с историей вкуса, с бытом и модой, а в определенные времена и религиозным культом". Фигурки были очень хрупкие и не очень соответствовали обычным игрушкам. Конечно, я играла лисичкой, но после игры её всегда ставили на место - в шкафчик. Где теперь та лисичка я не знаю, увы. В последнее время мне стали попадаться эти фигурки и я их покупаю)
    Пластик очень хрупкий.  После литья и обработки, фигурки тщательно полировали, что вело к удорожанию себестоимости.
Скульптор А.Марц "Пасущаяся лань"
  Красотка! В особой условности формы  видятся отголоски модерна) Мне кажется, что на фоне простых, зачастую суровых интерьеров советских комнат и квартир, они выглядели достаточно необычно.
Скульптор Г. Попандопуло "Северный лось", Экспериментальный творческо-производственный комбинат Худ.фонда РСФСР
   Посмотрите, какое решение художника! Точки опоры у Лося всего три. Несмотря на это, со всем сторон выглядит замечательно.

     В результате краткой консультации по скайпу с сотрудником зоопарка, мы решили, что эта парочка: благородный красный олень)
Самая первая антилопа: Спрингбок, антилопа-прыгун 
 Ну и, наконец, мои любимые пингвины
      Только представьте, как было бы здОрово, если бы их было больше, не два.
 В их образе, думаю,  очевидна добродушная ирония автора)
   Из всей моей немногочисленной стаи только Антилопа имеет клеймо: КК-117-5647   Ц-1-40
   К сожалению, мне не известны ни имена художников, которые придумали их, ни название производителя. Я располагаю только сканом нескольких страниц из книги "Игрушка не игрушка"
   Буду признательная за любую дополнительную информацию) 

Хорошего настроения!
Обнимаю,
Ваша Наташа

PS На форуме Советская Военная Игрушка ЛВОКУ и Арагорн выложили замечательные фотографии:







15 комментариев:

  1. Наташа, осталось смутное чувство, что и у моей бабушки в шкафу что-то подобное было, но что - не помню...Помню только, что я доставала игрушку и гладила ее. Это действительно скульптура! Спасибо тебе, опять вернула меня в детство!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада!!!
      Ты обязательно вспомнишь, возможно, когда увидишь))
      Гладить их, действительно, очень приятно. Хочу собрать всех, но особенно мечтаю о черной пантере Багире. Помнишь, как в мультфильме "Маугли", очень красивая)

      Удалить
  2. Наташ, ну вот веришь...Спрингбока шью. Вот прямо сейчас, в данную секунду! Фантастика! Статуэтки и из моего детства тоже - у нас таких не было, а вот у кого-то из знакомых точно такую лисичку видела . Кстати, очень понравилась лосиха - какой силуэт! Ни убавить не прибавить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я и думаю: ну с чего это мне приспичило спрингбока показывать??? Ну теперь же ясно)))
      У меня дома тоже не было этих фигурок, только у бабушки лисичка) А вот у подруги, помню, стояли такие в сервантах)) Ими не особо поиграешь, это и сохранило их.

      Удалить
    2. Да, забыла написать: меня ещё твои консультации по скайпу с сотрудниками зоопарка сразили наповал! )) Вот что значит серьёзный и обстоятельный подход к делу!

      Удалить
    3. Юля, они тоже очень удивились))) Причем, общалась я с девочкой, которая всю жизнь в обезьяннике))) Она прям новорожденную человекообразную новорожденную и выходила и вырастила...такая история была)))
      Она, конечно, не смогла мне отказать! Но все время приговаривала: очень условно, очень условно))) Мне самой интересно было кто есть кто)) Жду с нетерпением твоего прыгуна! Очень занятная антилопа)))

      Удалить
    4. Ну, у меня тоже будет всё очень условно! ))) С моими 12-ти сантиметровыми козявкам особо с пропорциями не разгуляешься. Только по морде лица и будут понятно ху из ху )))

      Удалить
    5. Скажешь тоже: козявки((( А кстати, я собченцию свою тоже так иногда называю)) Хи,хи
      Мы твоему такой мэбэль подарили)) скоро покажу)
      Антилопку 12см ждемс))

      Удалить
  3. Какое изящество и стиль!!! невероятно!!! выглядят они очень современно и еще много лет будут такими, думаю)))
    я не помню таких, в шкафу моей бабушки стояли фарфоровые фигурки, помню барашка и олененка... тоже уже нет их...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, спасибо!
      Очень рада, что понравились)))
      Желаю встретить барашка и олененка)))

      Удалить
  4. Наташа, а можно вашу антилопку с клеймом разместить на форуме коллекционеров для опознания производителя?

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Людмила, за желание помочь! Это так приятно)))
    Конечно, разместите! Вдруг, кто-то заинтересуется, зайдет ко мне и других опознает))) Это же так важно и интересно!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Ну да, пингвины, конечно, вне конкуренции. Такие точные линии! Ничего не знаю об этих фигурках, но несколько раз на Молотке видела в описании название "колкий пластик".

    ОтветитьУдалить
  7. Оксана, спасибо!
    Совершенно верно, обычно так пишут и говорят про них "колкий пластик". В большинстве своем все животные очень грациозные и стильные)

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить