четверг, 16 апреля 2015 г.

Медведи СССР. "МИШКИ" (Путь игрушки от автора к ребенку) (часть I)

     В последнем номере журнала "Антикварная кукла" опубликована замечательная статья "Мастер художественной игрушки" (автор-Николай Алемаскин). В своей статье, автор рассказывает нам  о своей бабушке - Софье Константиновне Россинской. Лично для меня, статья очень интересна! Ведь она позволяет нам ближе познакомиться с художниками, которые придумывали и создавали мягкие игрушки (советские) в первой половине XX века. Прочитав статью, я задумалась о том, как мало доступной информации подобного рода. Конечно, кому-то посчастливилось иметь в своих библиотеках редкие книги, журналы, газеты тех лет, но в основном нам неизвестны имена, истории о  ранних советских игрушек...


     Прошло пару недель и я отважилась написать совершенно незнакомому человеку, очень известному коллекционеру советской военной игрушки,  письмо с просьбой посмотреть информацию о моем маленьком (10.5см) вельветовом мишке в журнале Игрушка за 1935 год. Я очень надеялась, что не получу отказ и, возможно, кое-что узнаю о медвежонке. Волновалась, ожидая ответ) Владимир ответил мне почти сразу! Он не стал смотреть журнал, вместо этого он потратил целый вечер на поиск разных статей в своей библиотеке о медведях. Он сканировал и присылал мне драгоценные листочки))) Получая каждый новый лист, я не верила своим глазам! Я тронута до глубины души такой добротой и щедростью! Что греха таить, такое не часто встречается, тем более среди незнакомых людей!
     Мне очень сложно владеть информацией в одиночку,  всегда хочется со всеми поделиться)) Особенно тем, что кажется мне интересным и важным! Подождала ещё несколько дней и вновь написала Владимиру письмо с просьбой разрешить напечатать одну статью у себя в блоге. В ответ получила согласие! Ура!
 Итак, журнал "Игрушка" сентябрь-октябрь 1935 года.
"МИШКИ"
(Путь игрушки от автора к ребенку)
     Почему речь идет именно о "Мишках", а не о мягкой игрушке вообще? Может быть, не следует выделять одну из разновидностей?
     Беседы с людьми, работающими в этой области, наблюдение за играми ребят, посещения магазинов игрушек убеждают, что говорить нужно именно об этом наиболее ярком представителе плеяды мягкой игрушки.

Хоть и недорого, но и не мило
     Вельветовых (в рубчик) медведей вырабатывает ф-ка "Художественная игрушка", точнее - новослободский её цех. Наименование этому Мишке - "стандартный".
     К нему подходит поговорка:"Неладно скромен, да крепко сшит". Процесс кройки игрушки не механизирован, выкройки по истечении некоторого времени становятся неточными. Игрушка набивается опилками доотказу. В последующем процессе проворные руки оформительниц выправляют дефекты, но все же рубчатый Мишка выходит из производства тяжелым, грубоватым и именно "стандартным". Одним из его немногих качеств являются шарнирные лапы. В "необаятельности" стандартного Мишки можно обвинить и темносиний цвет шкурки. Для ребенка от 2 до 5 лет такой медведь среднего размера тяжел и неуклюж. Но, несмотря на это, наибольший спрос имеют именно средние Мишки.
     Маленькие покупатели относятся к нему очень доброжелательно, хотя его оболочка мягка только условно. Скромное обличье и добродушная мордочка вельветового медведя вызывают у ребят нежность, желание "приютить", обласкать, покровительствовать. Родителей примиряет с его физическими недостатками цена: 6 р. 50 коп. И в конце концов ребенок получает - прямо следует говорить- некрасивую, неудобную, непортативную, не совсем мягкую и   н е х у д о ж е с т в е н н у ю    игрушку. Ясно, что такая продукция не удовлетворяет ни основного её потребителя, ни торгующую организацию.

Сказка "про белого бычка"
     Несмотря на то, что "стандарт" шел массовым выпуском, экспортный цех ф-ки, деятельно помогавший новослободскому цеху осваивать игрушку, прекрасно понимал, что она далека от той, которую их фабрика - первая в СССР фабрика мягкой игрушки - должна дать советской детворе.
     Вельветовый Мишка был компромиссом. Об этом говорили рецензии методистов-консультантов при магазинах игрушки, это болезненно ощущали председатель артели т.Фример и её коммерческий директор т.Смирнов, уже много лет работающий по игрушке. Цех мягкой игрушки рвался в бой за создание нового образца.
     Казалось бы, что разговор короткий: готовьте образцы и начинайте работать. Но...сказка "про белого бычка", как известно, не имеет конца. И ее то Всекопромсовет противопоставляет требованиям рынка и  кипучей энергии талантливого коллектива, дезорганизуя производство и расхолаживая коллектив.
     Укажем хотя бы на один факт.
     Государственная цена за метр искусственного меха, идущего на мягкое игрушечное зверье, - 4 рубля. Не получая от Всекопромсовета фондовых материалов, "Художественная игрушка" платит за такой же мех...24 рубля за метр. Да и не всегда можно его достать.
     И отсюда - вельветовый "стандарт" вместо художественного образца и высокие цены на мягкую игрушку, предназначавшуюся для советского рынка.

Об авторе и эмбриональном периоде.
     Окончив в 1929 г. под руководством покойного Н.Д.Бартрама отдел мягкой игрушки курсов при музее игрушки, Софья Константиновна Росинская начала работать в Моссельпроме. Но вскоре ушла оттуда. Это была не настоящая работа над игрушкой.
     - Однажды, после ухода оттуда, остановилась у витрины одного из магазинов, и зло даже взяло: вижу - мой заяц на плитке шоколада, выгоревший, смятый, потерявший всю свою форму; усы, обломались, уши - каждое по горизонтали лежит, в разные стороны смотрят. Чудище,  а не заяц. Разве понимают там, как с игрушкой нужно обращаться?
     Проработав некоторое время в "Художественной игрушке", т. Росинская перешла в Экспортигрушку. Но там делали не игрушку, а бытовые безделушки: абажуры, куклы-грелки на чайник, игольники и т.д. Растрачиваться на этот вид работы С.К.Росинская не захотела и вернулась в "Художественную игрушку", где вскоре была назначена инструктором экспортного цеха и выдвинута бригадиром группы мягкого зверья.
     Интенсивно, в бодром темпе начала она работать. Войдя в дружный, хорошо сработавшийся коллектив, С.К. встретила здесь художниц, вместе с нею окончивших курсы под руководством Н.Д.Бартрама, и других, прошедших большой практический стаж после окончания 3-годичных курсов при ВСНХ.
     Много сделано т.Росинской образцов всяких зверюшек, но вельветовый неудачник натолкнул её творческую фантазию на разработку художественного проекта именно мягкого медведя, "такого, какого ещё ребята не видали". И один за другим рождаются пробные образцы трех медведей: медведь-муфта, шарнирный и Мишка-бэби.
    В шкафу-витрине Комитета по игрушке величественно сидит лимонно-желтый "импортный" медведь. Он великолепен своей величиной, плюшевой шкурой, статуарностью.
     Все, видевшие этого медведя, восхищались прежде всего качеством и цветом плюша, а не  и г р у ш к о й; материал довлеет в данном случае над спецификой свойств игрушки, отодвигая их далеко назад.
     Да этот импортный медведь и не игрушка в настоящем значении этого слова, это скорее большая приятная на вид и ощупь безделушка, вступающая в моду за границей в качестве украшения гостиной или будуара.
     Он слишком реалистичен, холоден, статичен, не эмоционален и пышно наряден для того, чтобы возбуждать к себе у ребенка что-либо другое, кроме восхищения и любования. Сюжетной игры с ним наши ребята не завели бы.
     Тов. Росинская не согласна ни с продукцией своей фабрики, ни с автором лимонного медведя.
     Внимательно перечитывается ею Брэм, в сотый раз пересматриваются рисунки талантливейшего художника-анималиста В.А.Ватагина. Медведи Зоопарка пользуются её особым вниманием: подолгу простаивает она, наблюдая за медвежьим молодняком, рассказывает свои планы, советуется и спорит с т.Изергиной - талантливой художницей-игрушечницей, работающей инструктором "Художественной игрушки".
     Автор первой игрушки-медведя - Маргарита Штейф (Германия) делала своему первенцу голову, сшитую из трех клиньев. Это делало его слишком реалистичным. Тов.Росинская хочет дать   с в о й  - с ног до головы - образец, начиная от выкройки, сильнейшим образом влияющей на форму. Она делает много проб и приходит к выводу, что ч е т ы р е х к л и н н а я   выкройка дает нужный по её замыслу результат: это уже ближе к шаржу, к   в е с е л о м у  в игрушке. Принцип примитивности, красочности, комизма, веселости и шаржа, которым насыщены образцы С.К., делает их необыкновенно игровыми.
     Каждая новая её игрушка имеет длительный, так сказать, эмбриональный период. Так как эскиз на бумаге мало дает, она непременно делает пробный образец, вынашиваемый прежде в мыслях, а затем выпестованный умелыми руками.
     Первый образец плюшевого медведя-муфты был изготовлен и одобрен творческим коллективом ф-ки. После сделанных поправок Мишка-муфта ездил на утверждение в Комитет по игрушке. Там приветствовали творческую инициативу, одобрили художественное выполнение образца: плюшевая муфта могла торжественно открыть зимний сезон, но в распоряжении ф-ки был только малескин. "Муфте" грозил "вынужденный эмбриональный период".

Три медведя
И все-таки они родились все трое, отстояв свое право художественной игрушки на мягкую шкурку: образцы делались уже из искусственного меха, бобрика, фланели. Как и у зверенышей в живой природе, менялись у них, сообразно домыслу автора, глаза: вместо желтых, делавших выражение мордочки злым и немножко сумасшедшим, теперь у них черные бусины.
    Мягкая, легкая и удобная муфта-медведь, набитая вместо опилок стружкой, имела большой успех у ребят. Их ручки уютно прятались в ней, когда на улице было холодно, да и носовой платок с варежками имели меньше оснований теряться. Дома же - это милый, мягкий Мишка. Только сидеть самостоятельно не может: у него плоские бесшарнирные ноги, пришитые к квадратному туловищу, - игрушка лишена устойчивости. Но это уже условность распластанной и мягкой по контурам формы, задуманной художницей.
     Шарнирного медведя дети приняли ещё более восторженно. Он импонировал своей устойчивостью и вместе подвижностью (шарнирные конечности и голова). Этим же медведям пришлось почувствовать на своей шкуре (буквально) безразличие Всекомпромсовета к производству игрушки.
     С полки на складе "Художественной игрушки" ещё и сейчас укоризненно смотрят забракованные ублюдки с уродливыми горбатыми носами из заплат на фабрике не было метрового материала, и часть заказа была выполнена из кусков.
     Но, добившись более высокого качества продукции, "Художественная игрушка" не смогла все же в силу описанных выше условий производства, снизить расценки. Родители и детские организации, желавшие приобрести того или другого медведя-новинку, ошеломленно качали головами: 36 и 50 рублей - цена, доступная не каждому. Многих это обстоятельство заставляло поскорее уводить от прилавка или витрины разочарованных детей. Продавцы же, не желая терять покупателя, выставляли в такой критический момент на прилавок нашего старого знакомца - вельветового Мишку, стоящего 6 руб. 50 коп. И часто взрослые, минуту назад скептически рассматривавшие его и, сравнивая его с плюшевым, делавшие замечания не в его пользу, меняли свое мнение перед таким непреложным доводом: 59 или даже 39 р. и 6 руб. 50 коп. - дистанция огромного размера! В результате ребенок часто бывал вынужден согласиться на вредный компромисс.

     Такая "конкуренция" заставила торгующие организации и "Художественную игрушку" сделать - каждого в своей области - неприятные и невыгодные для себя выводы. Особенно же была печальна эта конкуренция для автора-художника и для ребят.
     Это всестронне неприглядное явление урегулировало рождение третьего образца.

 (продолжение следует!)

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕРИАЛЫ МОЕГО БЛОГА ВСЕМ ПРОДАВЦАМ! ИМЕЙТЕ СОВЕСТЬ!

PS Убедительная просьба! Использовать данный материал с активной ссылкой. Я очень надеюсь, что благодаря этому встречу единомышленников, с которыми смогу обмениваться подобной информацией. Вместе мы можем больше узнать о советских мишках и игрушках! Да и просто приятно пообщаться на любимую тему!
У меня много книг на английском языке, но на русском, кроме книг Галины Дайн, увы, ничего ценного пока нет. Буду признательна за помощь! Присылайте всё интересное)))

PPS В тексте статьи я сохранила орфографию и пунктуацию  первоисточника! Даже фамилия художницы в журнале с одной буквой "с". Я посчитала, что не следует что-то изменять)))

Обнимаю,
Ваша Наташа


12 комментариев:

  1. Так много всего сегодня написала)))
    А на самом деле, хотелось бы узнать ваше мнение о прочитанном, дорогие мои! Информация очень интересна и не обязательно только любителям мишек...

    ОтветитьУдалить
  2. Наташ,просто обалдеть!!! Столько сразу нашлось информации!
    Знаешь,для таких как я,кто не в теме,просто удивительно,что существовали такие журналы и в них печатали такое,казалось бы не столь важное для жизни в то время.Вот мы сейчас живем в более просвещеное время,а для таких простых вещей не находится места! Очень рада за тебя и твоего мишаню!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анжела, спасибо за отклик!
      Конечно! Все так!
      Я поэтому и написала, в надежде, что будет интересно не только мишколюбам! Текст (а это только первая часть! не хотела злоупотреблять вашим вниманием) очень важен! Хоть и про игрушки, ребят...а вот все же чувствуется и жесткость...присущая тому времени. И, конечно, жаль, что сейчас трудно представить такой журнал, да и вообще подобный подход к производству игрушек...

      Удалить
    2. а может быть и не нужен сейчас такой подход? и такие журналы?
      Сложно мне самой сформулировать...ведь изобилие, свобода выбора, полные полки игрушек, любых, каких пожелаешь!-это же хорошо! В любом случае, заглянуть в прошлое - это очень важно! Нам нужно знать что было тогда, это ведь помогает сейчас!

      Удалить
    3. Люда, но ведь очень любопытная информация. Правда же?

      Удалить
    4. Любая информация приносит пользу !

      Удалить
  3. хехе )) Значит ты у нас теперь владелица вредного компромисса ;))) Наташ, рада, что ты получила такую массу бесценной информации! Всегда приятно узнать родостовную своих подопечных. А за вельветового не переживай! Зря они его ругают ))) Зато представь, сколько деток в него переиграли благодаря доступной цене. Кстати, все эти ярлыки - дело вкуса пишущего. Я так поняла, что "лимонный" иностранец - это тот самый мишка из моего детства. Вот и не правда, что им можно только любоваться, я им ого-го как играла и заигрывалась! В общем, с открытиями тебя, дорогая! А Владимиру низкий поклон от всех нас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо! Чем больше узнаю, тем интереснее становится!
      Вельветовых напрасно ругают, я тоже с этим согласна! Твой лимонный, надеюсь, моложе на несколько десятков лет))))) Было бы странно, если бы на страницах журнала в 1935 году нахваливали буржуазного красавца...Времена были других игрушек(

      Удалить
    2. Ой.. я пропустила упоминание о 1935 годе ))) Да, конечно же! Мой из 70 ых ))

      Удалить
    3. Могу предложить такого медвежонка

      Удалить
    4. Владимир, пишите - обсудим)
      nataliatoys@gmail.com

      Удалить